Свято-Донской монастырь: духовное уединение в Москве

Литература

  • Артюшенко М. Московский Донской монастырь в Отечественную войну 1812 г // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. — 2016. — С. 35—50.
  • Владимирова Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Донской монастырь: исторический очерк. — М.: Авиаиздат, 1997. — 20 с.
  • Каршилов Е. Донской монастырь. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь УКИНО «Духовное преображение», 2012. — 94 с.
  • Никон (Головко), Божутина Т., Стародубцев О. Донской ставропигиальный мужской монастырь: путеводитель. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, 2014. — 32 с.
  • Погосбекян М. Донской монастырь: (Метод. рекомендации к экскурсии). — М., 1988. — 29 с.
  • Постернак О. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вест. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2005. — № 4. — С. 114—132.
  • Сорок сороков. Кремль и монастыри / Под ред. П. Г. Паламарчука. — М.: Кром, 1992. — Т. 1. — 415 с.

Служители монастыря

Список настоятелей и наместников

Архимандриты
  • архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705)
  • архимандрит Лаврентий Грузинец (1705—1720)
  • архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
  • архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732)
  • архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
  • архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753)
  • архимандрит Варлаам (Лящевский) (1753—1774)
  • архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
  • архимандрит Павел (Зернов) (сентябрь 1776—1778)
  • архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792)
  • архимандрит Платон (Любарский) (31 марта 1792—1794)
  • архимандрит Иоанникий (Полонский) (февраль 1794—1795)
  • архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797)
  • архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801)
  • архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801 — 11 декабря 1809)
  • архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
  • архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816)
  • архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817)
  • архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818)
  • архимандрит Феофил (Татарский) (28 августа 1818—1819)
  • архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
  • архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823)
  • архимандрит Афанасий (Петриев) (23 июня 1823 — 17 октября 1832)
  • архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
  • архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 — 21 февраля 1852)
  • архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
  • Хрисанф (Ретивцев) (23 мая 1879 — 18 ноября 1883)
  • Герман (Осецкий) (с 16 февраля 1886)
  • архимандрит Исидор (Борисов) (1889 — 19 октября 1890)
  • епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
  • Иннокентий (Ястребов) (14 января 1915—1917)
  • Никон (Пурлевский) (1918—1920)
  • архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924)
Наместники
  • архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
  • епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
  • епископ Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
  • епископ Фома (Демчук) (26 февраля 2019 — 25 августа 2020)
  • епископ Евгений (Кульберг) (25 августа 2020 — 8 декабря 2020)
  • архиепископ Феогност (Гузиков) (с 8 декабря 2020)

Режим работы Донского монастыря

Прогуляться по территории Донского монастыря без сопровождения экскурсовода можно бесплатно. Святыня открыта для посетителей с 6:00 до 19:00. Тут постоянно пребывает дежурный священник, есть паломнический центр, гостиница, трапезная, службы, организовывающие экскурсии. Можно заказать обзорный, расширенный осмотр. Есть программы, посвящённые только некрополю, Большому и Малому соборам.

Чтобы добраться до монастыря в Москве, надо доехать до Донской площади. Ближайшие станции метро – «Шаболовская», «Ленинский проспект», «Площадь Гагарина». На территории святыни нельзя нарушать тишину, кричать, разговаривать на повышенных тонах. Следует соблюдать чистоту, беречь чужой труд. Заходить в храм женщины и мужчины должны в надлежащей одежде. В Донском монастыре запрещено курить, слушать мирскую музыку, посещать монашеские корпуса.

При входе в ворота православные люди должны троекратно перекреститься и сделать один поясной поклон. В обители следует вести себя как можно скромнее, поскольку целью монашеской жизни является молитвенная сосредоточенность. Паломники и туристы, оставшиеся в гостинице, должны соблюдать устоявшийся распорядок. Запрещено передвигаться ночью по территории без разрешения настоятеля. Исключение – ночные богослужения в великие праздники.

Архипастыри

  • Арсений (Смоленец) (24 мая 1919 — 1 ноября 1927)
    • Серафим (Силичев) (12 марта 1922 — 1922) в/у, еп. Александровский
    • Серафим (Силичев), 2-й раз (июль — 27 октября 1927) в/у, еп. Азовский
  • Серафим (Силичев) (27 октября 1927 — 17 ноября 1931)
  • Александр (Бялозор) (1931 — 1932) (?)

    Николай (Амасийский) (30 ноября 1931 — 22 ноября 1933) в/у, еп. Ейский

  • Николай (Амасийский) (22 ноября 1933 — 1935)
  • Дионисий (Прозоровский) (январь — ? 1936)
  • Николай (Амасийский), 2-й раз (июль 1942 — март 1943)
  • Елевферий (Воронцов) (10 августа 1943 — 5 апреля 1946)
  • Серафим (Шарапов) (14 апреля 1946 — 30 октября 1947)
  • Сергий (Ларин) (30 октября 1947 — 19 октября 1949)
  • Николай (Чуфаровский) (19 октября 1949 — 23 марта 1951)
  • Вениамин (Федченков) (23 марта 1951 — 28 ноября 1955)
  • Флавиан (Иванов) (28 ноября 1955 — 7 октября 1958)
  • Иннокентий (Зельницкий) (8 декабря 1958 — 16 марта 1961)
  • Никандр (Викторов) (16 марта 1961 — 16 августа 1961)

    Сергий (Петров) (август 1961 — 12 января 1962) в/у, еп. Воронежский

  • Иероним (Захаров) (12 января 1962 — 14 декабря 1966)

    Алексий (Коноплев) (15 декабря 1966 — 7 октября 1967) в/у, архиеп. Краснодарский

  • Иларион (Прохоров) (7 октября 1967 — 16 декабря 1969)
  • Николай (Кутепов) (16 декабря 1969 — 1 декабря 1970)
  • Владимир (Котляров) (1 декабря 1970 — 31 мая 1973)
  • Иоасаф (Овсянников) (31 мая 1973 — 2 апреля 1982)
  • Владимир (Сабодан) (16 июля 1982 — 27 мая 1992)
  • Владимир (Котляров) (23 февраля 1993 — 27 декабря 1995)
  • Пантелеимон (Долганов) (27 декабря 1995 — 27 июля 2011)
  • Меркурий (Иванов) (с 27 июля 2011)

Реликвии Донского монастыря

Донская икона Богоматери

Главная святыня обители – Донская икона Богоматери. Она написана в XIV веке, занимает почётное место в резном иконостасе Большого храма. Её автор – преподобный Феофан Грек. Чудотворный лик Девы Марии с Младенцем на руках сохранился в идеальном состоянии. На обратной стороне изображено Успение Богоматери. Отличительной иконографической особенностью являются согнутые в коленях ноги младенца, установленные на запястья Матери.

Мощи святителя Тихона

В ставропигиальном монастыре хранится богатейшее собрание реликвий. Ещё одна духовная «жемчужина» – мощи святителя Тихона. Часть останков Всероссийского патриарха находится в Большом соборе, в серебряной раке. Мощи святителя были обнаружены в Малом храме при восстановительных работах. Находка дала начало реставрационным мероприятиям в 1992 году. Патриарх был канонизирован, причислен к лику святых.

Икона Богоматери «Знамение»

Среди главных святынь монастыря чтится икона Богоматери «Знамение». Она выполнена в древнем иконописном стиле. Богоматерь изображена по пояс, руки приподняты до уровня плеч в молитвенном жесте. На груди изображена жёлтая сфера с образом Спаса Эммануила – Иисусом отроком. В его левой руке священное писание, пальцы правой сложены в благословении. Святыня считается заступницей от вражеских нашествий, прославилась многими чудесами.

Икона Богородицы «Феодоровская»

Икона Богородицы «Феодоровская» имеет богатейшую историю. С ней связаны события времён князя Александра Невского, Параскевы и Фёдора Стратилата, восхождения новой царской династии – Романовых. Написал икону евангелист Лука в городе Городец. В 1239 году поселение сожгли татары, и реликвия исчезла. Спустя время её нашёл младший брат Невского Василий Костромской. Князь случайно увидел её на ветке в лесу во время охоты. С тех пор она побывала в коллекциях многих царей.

Списки Донской иконы

Наиболее ценные списки Донской иконы перенесены в Третьяковскую галерею. В самом монастыре остались лишь несколько монастырских образов. Самые древние находятся в иконостасе Большого храма. Изначально они были маленького размера. В XIX столетии им сделали широкое обрамление с сюжетом «Иессеев корень». В дни принесения главной иконы обители деревянный иконостас закрывают специальным киотом.

Иконостас Большого собора

Настоящее произведение искусства русских мастеров – иконостас Большого собора. Резные рамы создавались в начале 1690-х годов. Конструкцию в 7 ярусов фряжского письма создавали лучшие иконописцы и резчики Посольского приказа. Работой занимались: Карп Золотарёв, Родион Спиридонов, Григорий Махотня. Осветил Большой собор митрополит Тихон 21 августа 1698 года. До 1922 года, пока большевики не провели реквизицию ценностей, большинство икон было в серебряных окладах.

Часовня-усыпальница

Тысячи паломников и туристов приезжают ежегодно в Донской монастырь для посещения часовни-усыпальницы Левенко. Создатель мавзолея семьи фабриканта – архитектор Клейн, оформление мозаики осуществлялось по рисункам Васнецова. Часовня находится на территории некрополя, выполнена в стиле новгородских соборов 1900 года. Лик Николая Чудотворца выложен из множества элементов, посечённых пулями. В 1948 году солдаты с неизвестной целью расстреливали образ святителя.

В православном некрополе Донского монастыря покоится не один новомученик. В особом месте возле Малого собора похоронен келейник святителя Тихона – мученик Яков Полозов. Мальчик-сирота когда-то устроился сторожем в одну из небольших церквей. Именно там он и встретил епископа Тихона, который взял его в келейники. С тех пор верный Яков Анисимович находился при нём. Он пережил арест, ссылку на Соловки, массовые репрессии, был с патриархом всё время его заключения.

География благочиний

  • Ростовское Центральное, Ростовское Восточное, Ростовское Западное, Ростовское Северное (ГО Ростов-на-Дону):

    г. Ростов-на-Дону

  • Азовское:

    г. Азов , с. Александровка, г. Батайск, с. Высочино, с. Займо-Обрыв, с. Кагальник, с. Кулешовка, п. Красный Сад, с. Круглое, с. Ново-Николаевка, х. Обуховка, с. Пешково, с. Порт-Катон, с. Самарское, с. Семибалки

  • Аксайское:

    г. Аксай, х. Большой Лог, ст. Грушевская, ст. Мишкинская, ст. Ольгинская, х. Островского, п. Рассвет, ст. Старочеркасская

  • Матвеево-Курганское ():

    п. Матвеев-Курган, с. Аграфеновка, с. Александровка, с. Алексеево-Тузловка, с. Анастасиевка, х. Большая Кирсановка, с. Генеральское, с. Греково-Тимофеевка, с. Григорьевка, с. Екатериновка, х. Каменный Брод, с. Крюково, с. Куйбышево, с. Латоново, с. Новониколаевка, с. Политотдельское, с. Ряженое

  • Мясниковское (Мясниковский р-н ):

    х. Калинин, с. Недвиговка, сл. Петровка

  • Новочеркасское (ГО Новочеркасск — ):

    г. Новочеркасск

  • Таганрогское (ГО Таганрог и Неклиновский р-н — ):

    г. Таганрог , с. Андреево-Мелентьево, с. Вареновка, с. Васильево-Ханжоновка, с. Весёло-Вознесенка, х. Красный Десант, с. Лакедемоновка, с. Натальевка, с. Николаевка, с. Новобессергеневка, с. Покровское, с. Приморка, с. Синявское, с. Троицкое, с. Федоровка

История Донского монастыря

Древняя обитель получила название в честь знаменитой иконы, которую хранили у себя донские казаки. Этим ликом Сергей Радонежский даровал благословение князю Дмитрию Ивановичу и его воинам перед Куликовской битвой. Икону принёс отряд из-за Дона, прибывший на помощь по зову правителя. Во время боя святыня находилась рядом с солдатами. После победы казаки назвали её Донской и подарили Дмитрию Ивановичу.

Достать икону из хранилища пришлось в 1591 году, когда войско Казы-Гирея подступало к первопрестольной. По приказу царя Фёдора Иоанновича был совершён крестный ход с Донской иконой Богоматери. Государь всю ночь молился перед образом. На рассвете икона была помещена в середину воинских рядов. В тот же день чудотворный лик даровал русскому войску победу, татары были разгромлены и покинули захваченные земли.

Московская святыня хранит множественные тайны и трагедии. Одна из самых страшных – Чумной бунт. Осенью 1771 года в стране вспыхнула эпидемия. Пытаясь получить надежду на выздоровление, горожане начали распускать слухи и о чудодейственной Боголюбской иконе, дарующей излечение от болезни. Напуганные мором люди ринулись в Донской монастырь, чтобы приложиться к образу. В толпе смешались больные со здоровыми. Чтобы избежать распространения страшной болезни архиепископ Амвросий убрал святыню.

Решительный поступок священника вызвал шквал возмущений. Бунтующая многотысячная толпа ворвалась в Донской монастырь. Активисты отыскали старца и вывели на улицу к разъярённым и отчаявшимся людям, где над ним совершили расправу. Сейчас место гибели архиепископа обозначено каменным крестом под главной лестницей Большого собора. В чумной период на территории святыни появилось кладбище для богатого купечества, русского дворянства.

На протяжении веков Донской монастырь несколько раз разграбляли, закрывали, приспосабливали старинные помещения под фабрики, музеи, фермы, стойла лошадей, государственные учреждения. В 1812 году вторгшиеся в Москву французы организовали на территории святыни посёлок для конной гвардии. После победы над Наполеоном монастырь восстановил за собственные средства Матвей Платонов – атаман донского казачества.

В конце XIX века на территории обители начали работать иконописная палата и семинария. С приходом антирелигиозной советской власти в 1918 году монастырь официально прекратил своё существование. Православные несколько последующих лет в тайне посещали обитель, пока здесь не организовали интернат и молочную ферму. В 1927 году монастырский храм Серафима Саровского превратился в крематорий, в котором сжигали тела несогласных со сталинским правлением.

Донская икона Богоматери была передана на хранение в Третьяковскую галерею. Монашество возродилось с приходом архимандрита Агафодора. Устройство общины начиналось непросто. Кооперативные организации, занявшие часть территории монастыря, покидали её неохотно. Противостояние часто принимало криминальный характер, как пример – подлый поджог злоумышленниками Малого собора.

Формирование братии шло особым образом. Настоятель преимущественно выбирал в послушники молодых людей, которые ранее не имели отношения к монастырям. Он был уверен, что, начиная погружаться в монашескую жизнь с нуля, можно накопить наиболее ценный духовный опыт.

В день почитания Донской иконы её возвращают в монастырь для осуществления крестного хода. В духовном центре казачества проходят встречи и семинары для представителей служилого сословия, проходит парадный казачий расчёт. На территории открыты просветительский центр для молодёжи, книжный магазин, библиотека, музей, работает монастырская пекарня. Для паломников открыты гостиница, трапезная, пункт организации экскурсий.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:

  • Cтраницы официального сайта епархии:
  • Страница сайта Русское Православие:

  • Страница портала Иерархия церквей:

  • Статья Справочника РПЦ 2000-2004.

  См. о ходе Собора: Шавельский Г. И., Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота, глава XII, .

  Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 88.

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 111.

  Информация с официального сайта Ростовской области, .

  Возглавлял епархию в период немецкой оккупации. Вывезен немцами при отступлении.

Некрополь

Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели. Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса. Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом. В начале XX века построена часовня-усыпальница Левченко в неорусском стиле по проекту архитектора Романа Клейна.

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения[источник не указан 1978 дней].

В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина, Ивана Ильина, Владимира Каппеля. В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: